Огласительная беседа 1

Огласительные беседы
Беседа 1
 
1.Вера и знание
 
        «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир;
 и сия есть победа, победившая мир,
вера наша.» 1 Ин. 5:4
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без
 дел мертва.» Иак. 2:26
 
«Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом.» Евр. 11:1
     Что такое вера? Самое лучшее определение по точности находится в Священном Писании, у апостола Павла. В послании к Евреям он говорит: "Вера есть осуществленiе ожидаемого и uверенность въ невидимомъ" (Евр. 11:1). Вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. По истолкованию “Пространного катехизиса”, это означает: " уверенность в невидимом, как бы в видимом, — в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем".   Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6) [2,4]. «… вера— всегда личностная. Каждый должен веровать сам, нельзя веровать за другого»[2,61].
        Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему, — дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались, и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом.    Каждому человеку, чтобы выполнить свое назначение на земле и получить вечное спасение, необходимо,   во-первых, познать истиннаго Бога и правильно веровать в Него, то есть, иметь истинную веру, и во-вторых,   жить по вере, то есть, любить Бога и людей и творить добрые дела. [1,486] 
       Хорошей аналогией для понимания значения веры является проводник электричества. Для того, чтобы человек мог использовать электрическую энергию, нужен проводник. Так и для идущей к сердцу человеческому благодати, очищающей сердце и исполняющей его Св. Духом, нужен также проводник. И таким проводником является вера человека.Бог не принуждает к вере. Она есть свободный подвиг любящей души.[7]
       Мы веруем во Единаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. Св. Кирилл, учитель славян, так объяснил тайну Пресвятой Троицы: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца — свет; и как от солнца вместе с светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце… . Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный» [1,26]. Другой подобный же пример — огонь, который дает свет и тепло, имеющие между собой единство и различие; третья аналогия — сокрытый в земле источник воды, ключ и поток, неразрывно соединенные между собой и, однако, различные. Можно указать и другие аналогии. Например: корень дерева, его ствол и ветвь. Эти аналогии очень далеки от выражения сущности троичного догмата, так как заимствуются из области, далекой от духовно-личностного бытия. [4]
Учение о Пресвятой Троице. Учение Ветхого Завета. Указание на множественность Лиц: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» Быт. 1:26-27«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» Быт. 3:22-24«И сказал Господь: … сойдем же и смешаем там язык их» Быт. 11:6-24. Учение Новаго Завета. На единство трех Божественных Лиц указывает заповедь о крещении, данная Господом ученикам по воскресении: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Мф. 28:6-20
 
      “Верую во Единого Святого Живого Бога — нашего Небесного Отца и Творца всего мира материального, душевного и духовного; и в Превечное Живое Творческое Премудрое и Единородное Слово (Логос) Его, Духом и Силой Божьей (см. Деян 10:38) явившееся в мир и воплотившееся в Сыне Человеческом — Родившемся от целoмудренной жены (см. Гал 4:4), Девы Марии (Мариам), и Распятом по зависти и неприятию, но Воскресшем (Восставшем) по Любви Божьей и Единству со Отцом — Иисусе (Иешуа) из Назарета, Который был Божьим Пророком, сильным в деле и слове (см. Лк 24:19), и Божьим Сыном — Помазанником (Машиах’ом, Мессией-Христом), предвиденным древними пророками, и Который стал Судией всех живых и мертвых (см. Деян 10:42) и нашим Единым Господом-Освободителем от рабства миру сему, лежащему во зле (см. 1 Ин 5:19), и немощным и бедным вещественным началам этого мира (см. Гал 4:3,9), и Спасителем нашим, милосердно прощающим все грехи всем верующим, кающимся и крестящимся во имя Его (см. Деян 10:43; Мк 16:16); и в Животворящего и Пророчественного Святого Духа — Единого Утешителя (Параклита), Которого Господь вместо Себя посылает от Отца нашего в мир как удостоверение Полноты нашей вечной Жизни в Царстве Божьем Небесном, как Дар Своей единой, святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви, т.е. миру Божьему, и особенно всем искренне любящим Его и истинно верующим в Него, а через Него, благодатью Божьей, верующим в Личного Бога и в способного к сообразованию с Богом и богоуподоблению всякого человека”.[6,3]

2. Религия.
    Религией называется духовный союз человека с Божеством.[1,488]
   Как запах дыма свидетельствует о том, что где-то горит огонь, даже если мы и не видим его, так и наличие в мире религий, каковы бы ни были её формы, есть несомненное свидетельство, что не перестает в человеке жить духовная жажда, духовное искание…[3,6-7].78
Слова блж. Августина: «Для себя создал Ты нас, Господи, и не успокоится сердце наше в нас, пока не найдет Тебя»
Предварительное понимание религии дает и сама этимология данного слова.
Существует несколько точек зрения на происхождение слова "религия" (от лат. religio совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение...). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель 1 в. до н.э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает "благоговеть" или "относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением". Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога - в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.
     Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (330 г.) считает, что термин "религия" происходит от латинского глагола religare, означающего "связывать", "соединять". Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. "С тем условием, - говорит он, - мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя "религия" произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека..." [Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2т. СПб. 1884. Т. 1. С. 136.]
Что же относится к общеобязательным истинам религии?
 Первой из них является исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала - Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствующего в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религиях: монотеистических (вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое), анимистических (вера в одухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явлений природного мира).
     По христианскому учению, "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4, 8), Он наш Отец (Мф. 6, 8-9), "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28). Бог есть то изначальное Бытие и одновременно Сознание, благодаря Которому существуют все формы материального и духовного бытия и сознания во всем их многообразии, познанные и не познанные человеком. Бог есть реально существующий, неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека. Этим последним христианство, как и другие религии, принципиально отличается от иных мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует, а является лишь плодом человеческих мечтаний, рациональных построений и надежд.[Осипов]
Христианство - это религия, открытая, возвещённая нам Господом Иисусом Христом. От Него, как своего основоположника, она носит и наименование свое. История знает только Человека Иисуса, и только вера узнает в Нем Бога.
 «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдете»,— говорит Христос, но именно полюбить-то и невозможно насильно, именно в любви-то и нет и не может быть никогда никакого принуждения. [3,39]
 
3.Откровение
О естественном откровении: это когда Бог открывает Себя обычным естественным способом, каждому человеку, через видимый нами мир (природу) и через совесть нашу, которая есть как бы голос Божий в нас, говорящий нам, что хорошее и что плохо, а так же через жизнь—историю всего человечества. Ап. Павел пишет об этом богопознании: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим. 1, 20).      Однако естественное богопознание даже в своих высших достижениях всегда страдает значительной неполнотой, большой неопределенностью, ущербностью, туманностью и потому часто уводит человека от истинного религиозного пути жизни. Так называемые естественные (языческие) религии (например, .современные африканские религии, индуизм, буддизм), а также великое множество различных религиозно-философских систем, мистических и синкретических сект и "церквей" являются достаточно впечатляющей иллюстрацией того, к каким учениям приводит одно естественное "ощущение Бога". Это и понятно. Отсюда и становится очевидной необходимость особого Откровения Божия, истинность которого была бы засвидетельствована соответствующим образом.[Осипов]
 Великий ученый Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был верующим человеком. Паскаль(математик), Пастер(бактериолог), Кеплер(астроном), Ляйель(геолог), Мюллер(историк)—все они были величайшими деятелями своего времени и одновременно с тем были верующими людми.[1,488]
 
О сверхъестественном откровении:
        Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым способом—сверхъестествен­ным — это когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов. Так как не все люди могут сами принимать откровение от самого Бога, по своей нечистоте греховной и немощи духа и тела, то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение. Первыми провозвестниками откровения Божия были: Адам, Ной, Моисей и др. пророки и праведные люди. Все они приняли от Бога и проповедали начатки откровения Божия. В полноте же и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по всей земле через Своих апостолов и учеников. [1] 
   Первый из признаков сверхъестественного откровения, наиболее очевидный для каждого приступающего к чтению Нового Завета, - это нравственная высота, святость и глубокая чистота того идеала, к которому призывается человек. Невоздаяние злом за зло, любовь ко всем, даже к личным врагам, готовность душу свою отдать за других, наконец, потрясающий пример личности Самого Господа Иисуса Христа - Бога, смирившегося до реального вочеловечения и крестной казни ради спасения человека - все это несравнимо ни с одним учением мира, ни с одним из его идеалов. Подобного в целом не знала ни одна религия (включая ветхозаветную), ни одна философия. Уже это дает возможность ощутить неотмирность христианства, его сверхъестественные истоки.
     Впечатляющим фактом, свидетельствующим о богооткровенности христианского вероучения, являются его догматы о Боге-Троице, Боговоплощении, Спасении через Крест, Воскресении и другие.  Ярким свидетельством сверхъестественности Откровения, содержащегося в Священном Писании, являются пророчества. Под пророчествами в данном случае подразумеваются такие предсказания, которые не основывались и не могли быть основаны на каких-либо научных расчетах или особом знании психологии, истории, экономики, политики и т.д.; эти необъяснимые никакими естественными причинами и простирающиеся на многие века вперед предсказания будущих событий всегда являлись серьезным религиозным аргументом.
4.Крещение.
   Покаяние:
   Грехи — это некие плоды на злом дереве греховной жизни. Вот, например, растет какой-нибудь ядовитый куст, и на нем появляются ядовитые ягоды, но если даже мы их оборвем, а куст оставим, то на следующий год появятся такие же ядовитые плоды. Греховные Страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Что же такое страсть? Страсть — явление духовное, т.е. не поддающееся до конца рациональному объяснению. Святые отцы говорят, что всякая страсть является действием неких демонов. бесов в человеке. Таким образом, страсти — это есть жизнь с бесами. И поэтому очень часто святые отцы говорят прямо, что в человеке действует бес блуда, бес винопития, бес чревоугодия. Очень часто они не считают нужным даже оговариваться, где страсть, а где бес, потому что по смыслу это одно и то же. Страсть — это некое бесовское действие. Мы, как вы знаете, иногда называем людей одержимыми бесами, бесноватыми. И делаются даже попытки отчитывать, изгонять бесов. Святые люди умели это делать.
Церковь относит к тяжелым, "смертным" грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, "целителям" и астрологам; пьянство; курение; наркоманию
 Типичным примером страсти является алкоголизм. Вы знаете, что в Псалтири сказано: "Вино веселит душу человека". Вино есть тот прекрасный напиток, который избран Христом для самого главного таинства — таинства Евхаристии. Это тот чистый и прекрасный напиток, который употребляется в литургии и прелагается в Кровь Христову. Что может быть выше этого? Вино употребляется и в обычной человеческой жизни, когда собираются гости, когда бывает праздник, и все знают, что вино — это непременное угощение на всяком празднике, и в этом ничего плохого нет. Но можно такое употребление вина подменить алкоголизмом, можно сделать влечение к вину болезненным, неестественным, и даже противоестественным. Тогда человек начинает постепенно воспринимать вино уже иначе, он уже не выбирает вино высокого качества, ему важно, чтобы оно было покрепче, ему важен алкоголь. Вот он уже хочет только водки, только спирта. В конце концов, ему уже все равно, что это, чистый спирт или что-то другое, он готов уже пить чуть ли не лак. Лишь бы только напиться и быть пьяным, лишь бы ощутить в себе действие алкоголя. [8].
    Церковь го­ворит: ты должен жить церковной жизнью, ты должен часто прича­щаться, должен молиться, должен войти в общину церковную. Все старое нужно забыть, к этому нет возврата.
Можно понять, когда человек грешит, не зная Бога. Но вот теперь он Его узнал и может покаяться, может начать новую жизнь. Но когда он был сподоблен Богом этой новой жизни, когда ему были прощены всего его грехи в таинстве крещения, когда его уже ввели в Церковь и сподобили причастия Св.Христовых Та­ин и благодати и любови Христовой, он как бы уже рожден для новой жизни — и после этого он снова все это начинает попирать, может быть, это самое страшное. [9]
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-40)
 
Крещение:
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3,5)
         Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое даётся человеку в честь какого-либо из Святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства. Когда же наступит время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же отрекается от Диавола, даёт обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнать от неё Диавола, сделать её для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своею рукою, а потом освещённым елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: «крещается раб Божий» (упоминая его имя) «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь». На крещаемого возлагаются белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Сразу же после этого совершается таинство миропомазания.
              Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать дара Духа Святого». В это время невидимо подаются крещённому дары Св. Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазываются миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши – для освящения дел и всего поведения. Троекратное затем хождение священника с новокрещённым и его восприемниками кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возжённые свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещённого делается в знак его посвящения Господу.[ ]
      В таинстве крещения пресечена “непрерывность зла”, а тем создана для исцеляемого в существе человека возможность свободной борьбы со злом при “благом Божьем содействии” и через единство с Иисусом Христом . Единство же это, равно и обезврежение яда смерти противоядием или “лекарством бессмертия”, достигается через таинство причащения.— “Тело, преданное на смерть Богом, входя в наше тело, целиком его претворяет и прелагает в себя” и возводит и нас “до Божеского достоинства”.[Григорий Нисский, Л.П. Карсавин]
5.Молитва
           Бог любит Своё творение, любит каждого из нас. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель»
           И мы, поэтому так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу – к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.
           Молитва – есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и всё даётся нам Богом.
           Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст всё, в чём мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно.
          Плохо делают те, кто лениво молятся Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них.
          А без молитвы человек перестаёт любить Бога, забывает о Нём и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех.
           Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны прославлять Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.
          Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
          А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся перед Богом, мы должны просить у Него прощения – каяться. Такие молитвы называются покаянными.
          Так как мы грешны перед Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
          Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас. Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу.
           Молится Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в Храме, и в пути.
            Христианин обязан, молится ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела.
             В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда свободны от своих занятий, мы для молитвы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане; там мы молимся сообща, все вместе.
             Такая молитва называется общественною или церковною.

6. О крестном знамении
           Внешне молитвенное чувство проявляется в осенении себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т. е. изображением, знаком креста). Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста вместе, а два остальных - безымянный и мизинец – пригибаем к ладони. Тремя соединёнными перстами прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трёх перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с Неба на землю.
         Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь, чтобы освятить сердце и чувства, на плечи, чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.
         Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа»
или при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», или при другом каком-нибудь славословии в конце молитвы.
            Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение рукой.
   Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нащего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва". С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: "Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет" (Мк. 8, 34). Нательный крестик надевается каждому новокрещеному как щит веры и оружие на демонов.
     Ничего так не боится нечистая сила, как креста. И ничто так не радует бесов, как неблагочестивое, небрежное обращение с крестом, а также выставление его напоказ. Право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, позже - священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. На современных безбожниках распятие появилось, но вряд ли это хорошо.
 
7.О святых местах
           Объяснить почитание святых икон, угодников Божиих, мощей.
Церковь созидается "на основании Апостолов и пророков" (Еф. 2, 20). Святые — это преж­де всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не мо­гут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что "Любовь никогда не перестает — говорит ап. Павел, — хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразд­нится" (1 Кор. 13,8)
В Ветхом Завете многократно сообщается о предстатель­стве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: "И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему" (Иер. 15, 1) О необходимости почитания угодников Божиих в Свщ. Пи­сании говорится неоднократно. Например, Божия Матерь вос­клицает: "...ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48).
      Мощи:
Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней чело­веческой личности, связь с которым личность таинственно со­храняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6. 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Цер­кви особое уважение и благоговейное отношение к останкам свв. угодников.
Это уважение выражается:
в благоговейном собирании и хранении мощей;
в торжественном открытии и перенесении их;
в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;
в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);
в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.[5]
Если бы протестанты были последовательными, то они дол­жны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать ..." (Ис. 42, 4) и таким образом предметом религиозного упования объяв­ляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, ко­торый говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. о, 8), т. е. поклоняется не Самому Богу, а храму, который рассматривался всего лишь как дом Божий. Или "Как люблю я закон Твой!" (Пс. 118, 97), т. е., согласно Давиду, предметом религиоз­ной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем.
Иконопочитание:
После VII Вселенского Собора оно стало обяза­тельным, т. к. именно с этого времени учение об иконопочита-нии оказалось теснейшим образом связанным с вопросом о Боговоплощении.
Основной вопрос иконоборческих споров — это вопрос о воз­можности изображения Бога. В Ветхом Завете это было запре­щено. Говоря словами ап. Иоанна Богослова, "Бога не видел никто никогда". Такая возможность открылась только в Но­вом Завете. Евангелист продолжает:
"Единородный Сын, су­щий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18), т. е. благодаря Бого-воплощению невидимый Бог стал доступен нашему чувствен­ному восприятию. Иконоборцы пытались обосновать невозмож­ность изображения Бога даже в воплощенном состоянии. Глав­ный богослов иконоборчества император Константин V Копро-ним предлагал православным следующую дилемму: "Что вы изображаете и чему вы поклоняетесь? Если вы пытаетесь изоб­разить Божество, то это невозможно, поскольку оно по опреде­лению неизобразимо. Если вы изображаете и поклоняетесь человечеству, то, во-первых, вы язычники, поскольку поклоняе­тесь твари, во-вторых, несториане, поскольку рассекаете Христа надвое, отделяя Его человечество от Божества".
Православные отвечали, что аргументы иконоборцев бьют мимо цели и свидетельствуют лишь о монофизитских предпо­сылках иконоборческой христологической доктрины, потому что
Православные изображают не Божество и не человечество, а еди­ную богочеловеческую Личность и поклоняются не "чему", не природе, а "кому". Лицу. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу. Таким образом, икона есть средство общения с Богом и со святыми.
На иконах мы изображаем Второе Лицо Пресвятой Трои­цы — Сына Божия в том виде, в каком Он открылся нам в Воплощении. Как известно, все, что видимо, то и описуемо. Если бы Христос был неизобразим, то отсюда следовало бы заклю­чить, что Он во время Своей земной жизни был невидим, тогда и Евангелие было бы невозможно, т. к. оно тоже есть образ Воплощенного Бога, Его словесная икона. Но апостолы учили о том, "...что видели своими очами, что рассматривали и что ося­зали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1). Таким образом, иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христи­анства — учение о Боговоплощении, т. е. фактически представ­ляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности Боговоплощения). Не случайно один из главных защитников иконопочитания, патриарх Константинопольский Никифор Исповедник, назвал иконоборчество "ересью аграптодокетиз-ма" (от греч. уро1фсо).   VII Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконоиочитании: "Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честнаго Животворящаго Креста. Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах. — 0-Д-) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуж­даются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитатель-ным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочи-танием, которое подобает единому Божескому естеству, но почи­танием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь , воздаваемая образу, переходит к первообразному".
     К этому следует добавить, что это общение посредством икон осуществляется и в обратном направлении; не только мы об­ращаемся к Богу посредством икон, но и Он нам посредством икон отвечает. Через иконы подаются благодатные дары, в том числе и явным образом — через мироточения, чудесные об­новления икон, чудесные исцеления. То же самое справедливо и по отношению к иконам Божией Матери и святых.[5]
Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Когда живописец прибыл к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет "по причине сияющего блеска лица Его".Тогда Господь взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный Образ.Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление.Впоследствии, когда в Эдессу пришёл проповедывать Евангелие апостол от 70-ти святой Фалдей, сам Авгарь и все жители Эдессы приняли Крещение и стали христианами.Авгарь написал на ткани Нерукотоворённого Образа слова "Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится", украсил Его и установил в нише над городскими воротами.В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворённому Образу, слава о Котором распространилась по всему Востоку.В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотоворённый Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс Его в столицу Православия - Константинополь.За всю историю Своего существования, до захвата Его еретиками-крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворённый Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принесли Ему всемирную славу.Множество копий было сделано с Него в разное время и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями.На Руси Нерукотворённый Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа.Кроме Нерукотворённого Образа, данного Господом Авгарю, всему миру известен сохранившийся до наших дней, Образ Господа Иисуса Христа, запечатленный на хранящейся в итальянском городе Турине Святой Плащанице Христовой. Плащаница - это отрезок ткани, в который, по иудейскому обычаю, завёрнуто было Тело Господа Иисуса Христа, снятое с Креста и положенное во Гроб (гробом у иудеев в то время являлась пещера, закрывавшаяся снаружи камнем).В момент Воскресения Господа Иисуса, действием Благодати Святого Духа, на ткани плащаницы напечатлелся, подобно фотографическому негативу. Образ Тела Господа Иисуса Христа.Во второй половине 20-го века Святую Плащаницу неоднократно исследовали учёные из разных стран мира, и абсолютное большинство учёных пришло к единодушному мнению, что Святая Плащаница - подлинная ткань, в которую было завёрнуто Тело Господа Иисуса Христа.Некоторые из учёных, принимавших участие в исследовании Святой Плащаницы, бывших ранее материалистами, в результате исследований уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли Крещение.Так что, из вышеприведённых примеров несложно понять, что Бог, явивший Себя нам в видимом Образе - в Сыне Своём Господе Иисусе Христе и даровавший нам первые Свои образы - иконы, благословил изображать Себя в рукотворённых иконах, и, во свидетельство Своего благословения, даровал многим из этих рукотворенных икон Благодатную Силу творить чудеса и исцеления приходящим к ним с верою христианам.Первые иконы - портреты Божьей Матери были написаны прямо с Неё апостолом и евангелистом Лукой.По преданию, когда Пресвятая Богородица увидела Свой первый написанный Образ, она сказала:"Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет ".Всего же апостолом и евангелистом Лукой было написано около 120 икон-портретов Божией Матери, некоторые из них сохранились до нашего времени.[12]
 
8.О Храме
      Книга Деяний апостольских повествует, христиане «каждый день единодушно пребывали в храме … хваля Бога и находясь в любви у всего народа». Храм – это дом Божий, дом молитвы. Он отличается от других зданий на земле тем, что освещается Божественной благодатью и священнодейственными молитвами; в нём «всё свято, всё действенно, врачует и спасает благодатию».
         Христианские храмы имеют в большинстве вид корабля или креста и разделяются на три части: притвор, средняя часть и алтарь. Алтарь прообразует Святое Святых, находящееся превыше Небес, и Небо. Посредине алтаря – престол, на котором за каждой литургией приносится Богу Бескровная Жертва, и возносятся Молитвы Церкви земной к Престолу Горнему, являет собой Гроб Христов.
          Алтарная часть отделяется иконостасом – перегородкой, образованной несколькими рядами икон. Иконостас – граница между видимым и невидимым мирами. Он есть явление святых ангелов. Иконостас не скрывает алтарь от молящихся в храме, а открывает тайны алтаря, указывает вход в иной мир.
           Богослужение совершается священнослужителями. Священник являет собой образ Христа и совершает священнодействия силой и благодатию Божией. Священника рукополагает епископ. Священник подаёт людям от Бога всякую святыню, необходимую для совершенства в духовной жизни.
           Диакон (с греч – слуга) служитель, помощник при таинствах, «приводит, возвещает и приглашает притупить, но не совершает » таинства. Диакон   имеет ангельский чин, орарь (широкая лента, повешенная через плечо) «представляет как бы крылья», стихарь напоминает одеяние ангелов.
          Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий. Шум и разговоры, а тем более смех оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нём Бога.  
 
 
Необходимо!
1.  Знакомясь с каноном книг Священного писания, в первую очередь читать синоптические (первые три) Евангелия.
2.  В качестве “закона молитвы”, или личного молитвенного правила, взять на себя следующее. Ежедневно молиться, чтобы ни один день жизни не ушел бесплодным пред Богом и ближними.
«Отче наш» и «Символ Веры»
3. По возможности чаще и регулярнее в храмах посещать церковь, т.е. христианское молитвенное собрание.
4. Стремясь к церковному “правилу добра и красоты”, нравственно совершенствоваться
     
 
Список используемой литературы:
 
1. Слободской С. прот. Закон Божий.
2. Давыденков О. иерей. Катезизис.
3. Шмеман А. прот. Воскресные беседы.
4. Алипий, архм. Догматическое богословие.
5. Давыденков О. иерей. Догматическое богословие.
6. Возможная система оглашения.
7. Духовная беседа. О вере и науке. E:\Документы\Тексты\5 Богословские науки\5.1 Основное богословие. Апологетика\Общее религиоведение\Религия и наука\Соотношение религии и науки\О вере и науке\Main.htm
8. Воробьев В.Прот. ПОКАЯНИЕ, ИСПОВЕДЬ, ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО
9.Воробьев В.Прот. Лекции по Литургики.
10. Закон Божий. М.: Сретенский монастырь.
11 Лосский проф…. Толкование на Символ Веры..
12. Торик . Воцерковление

Назад к списку