Огласительная беседа 2

 

Огласительные беседы

Беседа 2

 

1.Догмат

 

        Слово "догмат" происходит от греческого глагола dokein - думать, полагать, верить (прошедшая форма - dedogmh - этого глагола означает: решено, положено, определено).   Догматы - богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность. [4]

 

Вселенских Соборов было семь :I.Никейский  (325 г.);

II. Константинопольский  (381 г.); III. Ефесский (431 г.); IV. Халкидонский (451 г.);

V. Константинопольский 2-й (553 г.); VII. Константинопольский 3-й (680 г.);

VIII. Никейский 2-й (787 г.). На этих соборах, на первом и втором из них, составлен наш Православный Символ Веры.

2.Символ веры

  « Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане»[2,54].

     Символ веры - это торжественное исповедание христианских догматов, которое читается или поется во время литургии, перед началом евхаристического канона. Первое слово этого священного текста - Верую - связано с каждым последующим членом Символа и придает этому изъявлению общей веры христианского народа характер личного участия и ответственности каждого члена Церкви, который произносит вместе с другими "верую", и далее "исповедую", "чаю" (ожидаю с надеждой).   Символ нового вида, отвечающий необходимости точно определять православное учение в противовес учениям еретиков, появляется в IV веке. Эти принятые на соборах символы не связаны уже исключительно с обрядом крещения, а приобретают более существенное значение в жизни Церкви.
     Никейский Символ веры был первым догматическим символом, провозглашенным Вселенским Собором (325). Этот "крещальный" символ поместной Церкви - возможно Иерусалимской - был переработан богословами, которым пришлось его расширить, чтобы более точно выразить исповедание Божественности Христа (против учения Ария). Символ этот еще пользовался вселенским авторитетом на Констатинопольском (381), Ефесском (431) и Халкидонском (451) Соборах как догматическое исповедание веры.
     Никео-Цареградский Символ веры, испоьзуемый в наше время, имеет лишь общее сходство с первым, Никейским Символом. Первоначально он был одним из выражений "Никейской веры" с подробно изложенным исповеданием Божественности Христа, которое после 370 года родилось из крещальных антиохио-иерусалимских символов. Этот литургический символ был, по-видимому, поправлен Отцами Второго Вселенского Собора для употребления при крещении, без намерения заменить им Никейский Символ. Он был провозглашен вместе с Символом Никейским на IV Соборе (Халкидонском) как официально признанная догматическая формула и таковым вошел в литургическую практику Имперской столицы. К концу V века этот Константинопольский литургический Символ веры признается как полная и окончательная формулировка Никейского Символа, который она и заменила. Ему предстояло быть принятым повсюду как истинное "правило веры", и он вытесняет другие христианские символы, крещальные или соборные. VI Вселенский Собор (680) подтверждает непреложный характер так называемого Никео-Цареградского Символа веры.

1-й член.
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

   

       Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях. Слова Верую во единаго Бога Отца относятся к таинству Святой Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Новый Завет так говорит о Святой Троице: « идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,»(Мф. 28:18-20) «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» (1 Ин. 5:7)

       Слова Творца неба и земли, всего видимого и невидимого означают, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Книга бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1:16-20).[10,205-206]

       Начальный член Символа, в котором мы исповедуем веру "во Единого Бога", относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, Который есть личностное начало нераздельного Божества, равно присущего Трем Лицам. Все Три - Отец, Сын и Дух Святой - Бог; не "три Бога", а "Бог единый", единая Сущность, единая субстанция или Природа в трех Ипостасях, т.е. Лицах. В силу этого совершенного единства Божественного Бытия между Лицами Пресвятой Троицы нет иного различия, кроме как в формах (модусах) существования, присущих каждому из Лиц: не рождение Отца, рождение Сына, исхождение Духа[11]

 

     2-й чл.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.



        Сыном Божиим называется  второе лицо Святой Троицы по своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, т.е. «Спасителем»; Христом, т. е . «Помазанником»—так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Он рожден от Отца, и этим изображается личное св-во, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. [10,208]

        И только потому, что Христос - Сын Божий по природе, мы и можем становиться сынами Божиими по благодати.
        Исповедуя Сына "от Отца рожденного прежде всех век", мы не говорим, что это рождение просто предшествует сотворению, но утверждаем, что оно вне времени, поскольку понятие времени связано с понятием тварности. Поэтому мы читаем в Евангелии: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин. 8, 58)[11]

 

         Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.

         Слова Света от Света некоторым образом  изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца.

          Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Св. Писания: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).

           Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми Отцами Вселенского Собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.    

           Слова единосущного Отцу, Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: «Я и Отец — одно»(Ин.10,30). Под термином единосущный подразумевается совечность и равнобожественность Божественных Лиц, их совершенное сущностное единство. Единосущность Божественных Лиц - один из основных догматов истинно христианского учения.

         Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).[10]

 

     3-й чл.
Нас ради людей и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого м Марии Девы, вочеловечившийся.

    

              Нас ради людей и нашего ради спасения —Сын Божий, по обещанию своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского.

              Сшедшего с небес — как Сам о себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Слова "сшедшего с небес", конечно, не имеют значения чего-то грубо материального: они указывают на безграничное Божественное снисхождение в Воплощении и подчеркивают всю реальность этого события, таинственное величие которого так правдиво и прекрасно выражено в догматическом письме святого Софрония (VII в.): "Воплотился Тот, Который бесплотен; принимает наш образ Тот, Который по Божественной своей Сущности не имеет зрака внешнего или видимого, обретает тело, подобное нашему. Тот, Который бестелесен; становится во истину Человеком, непрестанно пребывая Богом; видят Его во чреве Матери Его, пребывающего в лоне Превечного Отца; Он, вневременный, получает начало во времени - всё это не по Своему произволу, но действительно и истинно уничижив Себя всецело, по воле Отца и Своей воле; Он принял на Себя всё наше человеческое естество, взял плоть, единосущную плоти нашей, разумную душу - подобную нашей душе, ум - подобный нашему уму, ибо это есть состав человека".[11]

               Воплотился, т.е. принял на себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом.

               Далее говорится, что воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Св. Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии и после зачатия и в самом рождении пребыла Девой.[10,210]

    4-й чл.
Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.


    

       Иисус Христос был распят за нас — и он крестною смертью Своею избавил нас от греха, проклятий (Закон Моисеев) и смерти.[10] Дело спасения, совершенное Господом нашим Иисусом Христом, целостно и неделимо. Воплощение, Смерть на Кресте, Воскресение - только последовательные этапы одного дела спасения[11].

        Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудей, которая была покорена римлянами.

        Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним только лишь видом страдания и смерти, но подлинное страдание и смерть. Он сам сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:17-18).[10]

     Между Христом и каждым христианином существует личная связь, и к каждому из нас обращен зов: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23).

 Смерть на Кресте неотделима от Воскресения, но следует особо беречься всякого ошибочного толкования, которое лишало бы Страсти Господни присущей им славы, и если Воскресение Господне явило Его победу, то Его смерть на Кресте неумолимо ознаменовала поражение силы зла. Слова распятого Иисуса - "или, или, лима савахвани" - это слова мессианского псалма, выражающего не только страдание праведника, но и его упование на Бога (Пс. 22). И они должны восприниматься в связи с песнью Раба Иеговы (Ис. 52, 13-53) и в связи с последним словом умирающего Иисуса - "Совершилось" (Ин. 19, 30). Эта присущая Страстям слава повсеместно подчеркнута Преданием: на Востоке Крест всегда "животворящий", а в западной литургике Страсти (Пассия) обычно именуются "славными" или "блаженными".
     Крестная смерть принесла падшему человечеству искупление и примирение с Богом - это один из основных догматов христианского вероучения. Ложно или, по меньшей мере, чрезмерно ущербно толкование этого догмата, при котором искупление становится категорией этико-юридической. Именно эта тенденция, начиная со Средних веков, наложила отпечаток на западное богословие в ущерб убедительному реализму древней христианской мысли. Этико-юридическая перспектива подчеркивает нанесенное Богу первородным грехом оскорбление, которое требует возмездия, чтобы укротить Божественный гнев. Смерть воплотившегося Сына Божия и есть такая умилостивляющая жертва. Православная мысль, основанная на Священном Писании, равно как и на литургическом и древнем святоотеческом Предании, иначе понимает искупление: первородный грех был горьким плодом свободы, данной человеку его Создателем. Бог хотел, чтобы Ему поклонялись и Его любили существа свободные, потому что одна только свобода придает смысл любви. Без возможности самоопределения, а значит и отказа, любовь человека к Богу была бы только отражением любви Бога к Самому Себе, подобно отблеску света в зеркале. Выбрав зло, человек изменил своему призванию и оказался в рабстве супостата

     После Своей смерти Господь был погребен, и Его Тело оставалось во гробе до третьего дня.[11]
   

  5-й чл.
И воскресшего в третий день по Писанием.


     

       Ап. Павел пишет Коринфянам: "А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15, 14).Здесь говорится о том, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых,

как написано о Нем у пророков и в псалмах — «Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лук. 24:6-7). — и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. «Христос умер за грехи наши, по Писанию, … Он погребен был, … воскрес в третий день, по Писанию, … явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу»(1 Кор. 15:3-8).[10]

   Вера в Воскресение Иисуса Христа есть сердце христианского учения, и поэтому темой Пасхи проникнут весь обряд крещения: новообращенный духовно переходит от рабства сатане к жизни во Христе. "Неужели не знаете,- говорит апостол Павел,- что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 3-4)[11]

 

        Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. У прор. Исаии написано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.» (Ис. 53:5). О воскресении Христовом апостол Петр приводит слова псалма 15 : «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян. 2:27). В книге у прор. Ионы  пророчески представлено, что Иисусу Христу надлежит воскреснуть именно в третий день: «и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Иона. 2:1)[10,213]

Святой апостол Павел даже говорит, что Господь наш явился "...более нежели пятистам братиям в одно время" (1 Кор. 15, 6). Добавив, что "большая часть доныне в живых" (там же), апостол дает понять коринфянам, которые могли сомневаться в реальности Воскресшего Христа, что они могли бы расспросить этих свидетелей.

 

 

    6-й чл.
И восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца.


       Эти слова заимствованы из Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10), «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8:1)

       Слова седящего одесную, т. е. Сидящего с правой стороны, надо понимать

духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.[10,214]

     Святой евангелист Лука заканчивает свое Евангелие повествованием о Вознесении и начинает книгу Деяний с более подробного изложения того же события. По этому поводу в Послании к Евреям мы читаем: "Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога" (Евр. 10, 12). Искупительная смерть на Кресте, Воскресение и Вознесение связаны настолько тесно, что Господь говорит о них как о неделимом целом: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе"(Ин.12,32).
       Для того, чтобы совлечься ветхого человека и облечься в нового, требуется непрестанная аскеза(т.е. духовные подвиги). Если крещение есть отречение от господства сатаны и сочетание с Телом Христа, то нужна непрестанная борьба, чтобы сохранить приобретенное и принести плоды. Это духовное восхождение, каким бы трудным оно ни было, совершается в силу несомненного оптимизма христианского вероучения, потому что верующий слышит слова Спасителя, которые поддерживают в нем бодрость и укрепляют надежду:

 "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь; Я победил мир"(Ин.16,33).

     7-й чл.
И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.


      Св. Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11)

      О будущем суде сказал Сам Иисус Христос: «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29).

        Вот что говорит в Св. Писании о бесконечном Царствии Божиим: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:32-33).[10]

 Вера во Второе Пришествие Христово - одно из безоговорочных оснований христианского учения в целом

 У евангелиста Матфея мы находим такие  слова Господа ("Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего" (Мф. 26, 29)) содержится явное эсхатологическое указание. Евхаристическая община - прообраз Церкви, собранной в грядущем Царстве. В. Церковь избегает поспешных умозаключений на основе некоторых мест из книги пророка Даниила или из книги Апокалипсиса, тогда как сектанты всех эпох этим злоупотребляют для того, чтобы математически точно определить самый момент конца света. Спекуляции такого рода не только противоречат наставлениям Господа, но и свидетельствуют о полном невежестве тех, кто поддается соблазну подобных изысканий.
     Два пришествия Господа в мир: Первое произошло в уничижении ("кенозисе" - см. выше). Второе будет для всех явлением силы Божией. Это подчеркивает в Символе выражение "Со славой".

      С концом мира сего прекратится возможность всякого изменения, все станет совершенно непреложным как вневременное. Поэтому Господь наш возвещает: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25, 46).
     Обратим внимание на то, что Священное Писание, равно как и Символ веры, подчеркивает, что Последний Суд есть событие всекосмическое. Христос приходит как Царь вселенной. Об этом читаем мы: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы" (Мф. 25, 31-32; Откр. 20, 11-15).
[11]

Необходимо!(повтор 1 беседы)

1.  Знакомясь с каноном книг Священного писания, в первую очередь читать синоптические (первые три) Евангелия.
2.  В качестве “закона молитвы”, или личного молитвенного правила, взять на себя следующее. Ежедневно молиться, чтобы ни один день жизни не ушел бесплодным пред Богом и ближними.

«Отче наш» и «Символ Веры»
3. По возможности чаще и регулярнее в храмах посещать церковь, т.е. христианское молитвенное собрание.
4. Стремясь к церковному “правилу добра и красоты”, нравственно совершенствоваться

 

 

                               Список используемой литературы:

 

1. Слободской С. прот. Закон Божий.

2. Давыденков О. иерей. Катезизис.

3. Шмеман А. прот. Воскресные беседы.

4. Алипий, архм. Догматическое богословие.

5. Давыденков О. иерей. Догматическое богословие.

6. Возможная система оглашения.

7. Духовная беседа. О вере и науке. E:\Документы\Тексты\5 Богословские науки\5.1 Основное богословие. Апологетика\Общее религиоведение\Религия и наука\Соотношение религии и науки\О вере и науке\Main.htm

8. Воробьев В.Прот. ПОКАЯНИЕ, ИСПОВЕДЬ, ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО

9. Воробьев В.Прот.  Лекции по Литургики.

10. Закон Божий. М.: Сретенский монастырь.

11 Лосский проф…. Толкование на Символ Веры..

12. Торик  . Воцерковление


Назад к списку