Огласительная беседа 3

Огласительные беседы

Беседа 3

 «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.»

(Мф.12:31-32).

     8-й чл.

И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном спокланяема и сславима, говорившего в пророках.

     Провозгласив свою веру в Личность и дело Спасителя нашего Иисуса Христа, далее Церковь выражает свою веру в Третье Лицо Пресвятой Троицы.

      Дух Святой называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Об этом свидетельствует ап. Петр, когда в обличении Анании сказал: «Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3-4). [10]

Ветхий Завет, несомненно, знал Духа Божия как действующую Силу, и в пророческих видениях излиянием этого Духа определяется конец времён (Ис. 44, 3; Иоиль 11, 28). Но только в Новом Завете Слово и Дух познаются как  Лица.     У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как Сам Он говорил, ученики не могли тогда вместить (Ин. 16, 12). И еще Спаситель говорил, что будем всему научены снисшедшим Духом (Ин. 16, 13). Сюда-то отношу я самое Божество Духа" (Слово 31).
     В Пресвятой Троице источник Божества - Отец, дающий Сыну Свою сущность рождением и Святому Духу - исхождением. [11]    

           Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную людям: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

          Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). [10]

    Христианское вероисповедание Святого Духа как отдельного Лица Пресвятой Троицы зиждется на новозаветном Откровении, и прежде всего на словах нашего Спасителя: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19). [11]

          В Символе веры сказано, что Дух Святый глаголал чрез пророков— это основано на словах апостола Петра: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

          Причастным Духу Святому можно сделаться через Таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

           Главнейшие дары Духа Святого: «почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11:2-3).

9-й чл.

Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

   Представляя нам Церковь как объект веры. Символ напоминает, что она не только является собранием верующих, но играет первостепенную роль в истории спасения.
     Во время Своего земного служения Господь наш Иисус Христос возвестил, что Он Сам будет ее Создателем (Мф. 16, 18), и многие новозаветные тексты гласят, что Христос - ее Глава (напр. Еф. 1, 22).

  Церковь определена в Символе веры как Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Эти свойственные Церкви определения составляют одно неделимое целое, потому что каждое из них связано с остальными. Они различны по смыслу, но ни одного из них нельзя исключить.

     Церковь Едина. Господь наш Иисус Христос основал только одну Церковь, которой Он обещал Свою помощь, и которая есть полноправная хранительница евангельского благовестия. Правда, в соответствии с обычаем еще апостольских времен иногда говорят о "Церквях", имея в виду поместные общины, но это отнюдь не предполагает множественности.

«как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

     Церковь Свята

Церковь свята потому, что, основанная Христом, она служит одному только Богу. Святая по призванию Церковь есть носительница благодати, которую Дух непрестанно на нее изливает со дня Пятидесятницы. Благодать эта сообщается каждому из ее членов, сначала через крещение, затем через другие таинства. Жизнь в Церкви - это жизнь во Христе и ничего больше, и поэтому жизнь эта - всегда аскеза (образ жизни, отвечающий правилам и требованиям аскетизма), которая исключает всякую пассивность.[11]

«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего - либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» Еф. 5:24-27

        Церковь Соборна (кафолична)

   Или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Ап. Павел говорит, что благовествование «пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает» (Кол. 1:6), и что в Церкви Христианской «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11)[10]   Во Христе упразднены все расовые и культурные различия, как пишет святой апостол Павел: "Здесь нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его" (Рим.10,12).
     Церковь Апостольская

 Она Апостольская потому, что основана была апостолами и потому, что она верно хранит переданное апостолами благовестие Спасителя. Законными преемниками апостолов являются епископы, которые верно хранят апостольское учение; им принадлежит право возвещать слово истины и толковать Предание; им - каждому в отдельности и всем сообща - принадлежит учительная власть (Potestas docendi). Епископы (преемники апостолов) и их представители (священники) приносят от имени Церкви бескровную жертву, потому что к ним относятся слова Спасителя: "Сие творите в Мое воспоминание". [11]

«вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» Еф. 2:19-20

 

     10-й чл.
Исповедую одно крещение во оставление грехов.

      Крещение—это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную , святую.   

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3:5)

       Первым Крещение совершал св. пророк Иоанн Предтеча — «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4).

        Затем Иисус Христос Своим примером освятил Крещение, приняв его от Иоанна. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3:13-17).

 

      Наконец по Воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)

      Для того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Кто будет веровать и креститься, спасён будет (Мк.16,16).

        Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.[10]

        В древние времена таинство крещения обычно совершалось над взрослыми, которых до этого посвящали в христианское учение. Теперь, исключая те страны, где Церковь находится на миссионерском положении, крещение совершается иначе: к таинству допускаются дети младенческого возраста, чтобы они могли соучаствовать в жизни христианской, по словам Спасителя: "Пустите детей приходить ко Мне" (Лк. 18, 16).

       Итак, таинство Крещения есть начало всей христианской жизни, в нем человек рождается духовно и с самого начала предполагает разрыв со всем, что не принадлежит Царству Божию. Здесь компромисса быть не может: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить - или одному станет усердствовать, а о другом не радеть" (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13).      Раскрывая значение троекратного погружения - "образа пасхального тридневия" - святой Кирилл Иерусалимский (IV в.) пишет следующие дивные строки: "Как удивительно и странно! Мы действительно не умерли, и действительно не погребены, и действительно после того, как были распяты, не воскресли. Но подражание совершается по образу, спасение же - действительно. Христос был действительно распят, и действительно положен во гроб, и действительно воскрес, И все это было соделано по любви к нам, чтобы, подражанием участвуя в Его страданиях, мы обрели бы действительное спасение". Обычно христианское посвящение, т. е. крещение, завершается участием в таинстве Причащения. Для неофита (новообращенного) - это полное соединение с Господом и обещание новому христианину, что он станет участником грядущего пира Царствия. Тогда и завершается процесс "привитого" крещением и миропомазанием преображения. Таким образом, христианское посвящение соединяет три таинства - крещение, миропомазание, Евхаристию, и, как мы уже видели, связь эта отнюдь не случайна. Это не практичное соединение трех служб, но полный глубокого мистического смысла процесс                                 .
[11]:   Быть крещенным - значит стать частью обновленного человечества. Глава которого Новый Адам - Христос. Но то, что обретаем мы во Христе,- это свобода в полном смысле этого слова, то есть возможность выбора. В момент христианского посвящения Божественная благодать сходит на нас, но наше дело - умножить врученные нам таланты. Если мы этого делать не будем, то на нас обрушится гнев Божий, как поучает евангельская притча. Но тому, кто исполняет Божественные заповеди, обещаны неизреченные тайны Божественного сопричастия (2 Пет. 1, 4) - это конечная цель всех "во Христа крестившихся"..

     Чл. 11-й и 12-й.
Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Чаю воскресения мертвых.

           Воскресение мертвых – это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединяясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Тленному  сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечся в бессмертие (1 Кор. 15, 51-52).    Григорий Нисский: «По смерти человека тело его “не исчезает окончательно, но разлагается на части, из которых составлено; и эти части его существуют в воздухе, земле, огне”, в “сродных стихиях”. При воскресении тел она легко найдет и восстановит “свое”.»

Воскресение истлевших и исчезнувших в земле тел апостол Павел сравнивает с посеянным зерном: то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт (1 Кор. 15, 36). 

   Воскреснут все умершие: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15, 51-52).[10] Многостра­дальный Иов восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его..." (Иов. 19, 25—27)

         Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.." (Ис. 26, 19); "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на веч­ное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2); в Иез. 37, 1-10 дается образное изображение воскресения; во 2 (Мак. 7, 9) ска­зано: "...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной".  У ап. Павла говорится: "ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна..." (1 Кор. 15, 16—17), т. е. для ап. Павла Воскре­сение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.[5]    Воскресение из мертвых - не просто благочестивое упование, это абсолютная достоверность, обусловливающая веру христиан. Однако если вера эта казалась странной язычникам, (Деян. 17, 32), то она была естественной для большинства евреев (Ин. 11, 24).

        Новым в христианской вере было то, что благостное воскресение из мертвых связано с искупительным делом Иисуса Христа. "Я есмь воскресение и жизнь,- говорит Господь Марфе, - верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век" (Ин. II, 25-26). Воскресение к вечной жизни предполагает изменение, переход от тленного к нетленному (там же, стихи 51-54). Апостол Павел после ряда рассуждений о том, как совершится воскресение, ясно утверждает: "сеется тело душевное, восстает тело духовное" (там же, стих 44).[11]

Жизнь будущего века — это жизнь, которая будет после воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова.     Во Всеобщем Воскресении, завершающим историю мира сего, христиане видят прежде всего явленную победу Христа, истинным предвестником которой было Воскресение Господне на заре третьего дня. Но "День Господень" будет также и днем судным. Мы знаем, что "и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 29).

  частный суд:

В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают "в местах осужде­ния и гнева Божия".

Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам:

"...отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 23). Греш­ники, в отличие от праведников, не имеют покоя: "...червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: "Скорбь и тес­нота всякой душе человека, делающего злое..." (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоя­нии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо "...утверждена великая пропасть, так что хотя­щие перейти отсюда к вам не могут..." (Лк. 16, 26).[5]

В "будущем веке" все, что будет удалено от Бога будет считаться преданным смерти. Это и будет второй смертью,- той, о которой в книге Откровения говорит святой Иоанн Богослов (20, 14). Смерть эта означает забвение Божие. Те, которые не захотели узнать Бога, те не будут больше узнаны Им. « Скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25:41-46)

 

 Те же, кто Его знал и Ему служил (т. е. Богу), просияют неизреченной и немеркнущей славой.[11]

    Будут разные степени блаженства, по мере того, как кто подвизался в вере, любви и добрых делах: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор. 15:41-42)

     Символ веры начинается с торжественного утверждения веры в Бога и заканчивается радостным исповеданием чаяния воскресения и жизни будущего века, в котором уже не будет "ни болезни, ни печали, ни воздыхания".

Необходимо!

Перед св. Крещением выдержать пост, минимально допустимый один день.
 Существует пять степеней строгости поста:

— полное воздержание от пищи;

— сухоядение;

— горячая пища без масла;

—  горячая пища с маслом (растительным);

— вкушение рыбы;

      Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив сделать её лёгкой. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно, т. е. с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Это очередная возможность побыть наедине с самим собой, заглянуть во внутрь своей души.   

 

           


Назад к списку